История танца юга Индии штата Тамилнаду - БХАРАТАНАТЬЯМ

Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Два из них сложились на юге и уходят корнями в незапамятную древность. Это бхаратанатьям – танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся в храмах Шивы и катхкали, что буквально значит рассказ-искусство.

Его исполняют преимущественно в Керале, и сложился он в среде народа малаяли. Катхакали – традиционный танец Кералы и один из старейших театров в мире, сочетающий танец и драму. По традиции исполнителями катхкали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Как правило, сюжет катхакали основывается на эпосах “Рамаяна” и “Махабхарата”. Исполнители с детства изучают искусство сложнейшей пантомимы и языка условных жестов и танцуют под аккомпанемент не только музыкальный, но и речитативный. Костюмы их очень громоздки: широкие длинные юбки, кофты, множество украшений, очень высокие и широкие головные уборы, сложнейший грим. Существует пять типов грима: пача, катхи, тхади, кари и минукку. Движения тела и ног строго определены. Танец исполняется под аккомпанемент барабана-ченда и маддала – инструмента с более мягким звучанием.

Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка Основу грима "пакка" составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим "катти" - также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло, к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим "кари" символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета "минакку" предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, "тади": красно-бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах - ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие.

Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонаж выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью; чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений "Махабхарата" и "Рамаяна". Катхакали исполняется в сопровождении музыки школы сопана, отличной от музыки школы карнатака. Оркестр включает в себя вертикальный цилиндрический барабанчик ченда, горизонтальный барабанчик — маддалам, цимбалы и гонги. Два певца поют песни на языке малаялам, рассказывая о событиях, которые танцоры разыгрывают на сложнейшем языке поз, телодвижений, жестов и мимики.

 

Кучипуди

Родиной этого танца является деревушка Кучелапурам, расположенная в штате Андхра Прадеш в южной части Индии. В соответствии с традицией, первоначально кучипуди исполняли только брамины (священники).

Кучипуди представляет собой танцевальную драму, обычно именуемую ата бхагаватхам. Техника кучипуди включает в себя быструю ритмичную чечетку и скульптурные движения тела. Стилизованная пантомима, сочетающая жесты и тонкую мимику, используется наряду с реалистичной игрой. Сюжеты танца, главным образом, основаны на священных текстах и мифах, ключевое значение уделяется изображению персонажей. Уникальной особенностью кучипуди является тарангам – танец на медной тарелке со сложными ритмическими движениями, причем иногда на голове исполнитель держит горшочек с водой. Кучипуди исполняется под карнатскую музыку, в создании которой, как правило, участвуют мридангам, флейта и скрипка.

Мохиниаттам

Полуклассический танец Кералы, мохиниаттам по сути является сольным танцем, который исполняют исключительно женщины. Фактически, слово “мохини” означает “девушка”, похищающая сердце зрителя. Танец служит для выражения любви и преданности Богу. Героями этого танца, как правило, являются Бог Вишну или Кришна. Движения танцовщицы грациозны. Её костюм в основном состоит из белого сари и блузки. Мохиниаттам исполняется под классическую карнатскую музыку.

Индийский классический танец Бхаратанатьям - СОДЕРЖАНИЕ

Просмотров: 2154

Автор: Надежда Коврига

Дата: Воскресенье, 27 Июня 2010

Дополнительная информация по ссылке: http:///indian-classical-dance-bharatanatyam-nadegda-kovriga-adress.html