Аюрведическое питание

«Ты есть то, что ты ешь» - избитая истина, которую каждый слышал много раз в своей жизни. Но до конца ли мы понимаем ее? Многие люди увлечены подсчетом калорий, количества съеденной пищи, следуют популярным диетам, которые в большом количестве доступны в литературе. Но вот много ли человек задумывается о качестве пищи, которую он принимает? Знает ли каждый из нас потребности именно своего организма? Нередко мы совершенно не придаем значения этим фактам. Современная диетология с ее стремлением к стандартизации всех людей не также не даст ответов на эти вопросы. Однако, Аюрведа предлагает на этот счет большое количество рекомендаций.

Для того, чтобы постичь основы аюрведического питания, для начала необходимо разобраться хоть немного в ее философии и образе мышления древних. Так, для многих современных людей совершенно непонятен такой занимающий важное место в Аюрведе термин, как «огонь пищеварения» - Агни. Стоит вспомнить, что наши предки мыслили образно, сопоставляя человека с окружающей вселенной. И слово «огонь» для них несло вовсе не такое узкое значение, как для нас. Оно обозначало определенную энергию, активность, силу. И эта сила работает во всех наших органах, в частности в желудке, где она именуется Агни. Знать о ней необходимо хотя бы потому, что Агни действует неравномерно в течение суток. Если днем она работает максимально активно, то утром и вечером эта энергия идет на спад. Также Агни каждого отдельного человека обладает собственными особенностями, что непременно учитывается в системе аюрведического питания.

Аюрведическое питание в целом обладает и еще одной характерной особенностью – оно является практически полностью вегетарианским. Древние очень верно подметили, что человек является все же больше растительноядным, чем животноядным. Об этом свидетельствуют и современные данные физиологии. Так, длина кишечника человека составляет в среднем 10 метров, что больше похоже на травоядных животных, в то время как у хищников она значительно короче. Не известно ни одного примата, кроме человека, который был бы хищником. Существует и еще множество интересных подробностей, которые учитывает аюрведичекое питание и которые можно найти в современной научной литературе.

Любая область Аюрведы рассматривает каждого человека как уникального, не похожего на других. И аюрведическое питание не является в данном случае исключением. В основе этой системы лежит учение о так называемых Тридоши. Считается, что в человеке постоянно действует три аллегорических начала, три энергии, которые формируют его внешний и внутренний мир. От преобладания той или иной доши зависит конституция, или телосложение человека, анатомические взаимоотношения между его органами и ритмы происходящих в них процессов. Кстати, в современной анатомии и физиологии также имеются их аналоги. В первую очередь аюрведическое питание и растительные БАДы подбираются именно в соответствии с дошей человека. Итак, все три доши постоянно присутствуют в организме, но может преобладать одна из трех:

1. Ватта – это аллегорический воздух, или эфир, отвечающий за процессы постоянного движения. Соответствует современной астенической конституции – такие люди худощавы, у них преобладают суставы, вены и сухожилия, Они долговязы, а туловище по сравнению с конечностями у них имеет большую длину. Все органы в теле людей Ватта-конституции имеют достаточно низкое расположение.

2. Питта – так образно называется внутренний «огонь» человека. Это тепловая и прочие виды энергии, интенсивный обмен веществ. Данный вид конституции соответствует современной мезостенической. Эти люди имеют среднее телосложение, хорошо развитую мышечную ткань, расположение органов в их теле среднее между двумя другими видами телосложения. Обменные процессы в организме этих людей происходят очень активно, эти люди просто пышут здоровьем.

3. Капха тип конституции, с преобладанием символической воды, соответствует гиперстеническому. Эти люди имеют низкий рост, крепкого телосложения, склонны к избытку веса и отекам. Вода – прекрасный процесс для гниения, но не для горения, поэтому все обменные процессы в организме этих людей происходят очень медленно. Органы в их теле занимают несколько возвышенное положение.

Ни один из типов телосложения не является оптимальным во всех отношениях. При преобладании той или иной доши равновесие уже сдвинуто в одну сторону, и организм имеет предрасположенность к определенным заболеваниям. И аюрведическое питание – это один из действенных способов восстановить гармонию дош. Все виды пищи и БАДы, практикуемые в Аюрведе, также можно отнести к типу капха, ватта или питта, хотя, как и в теле человека, в них присутствуют в разных количествах все три начала. Обладая соответствующими знаниями, можно так подобрать дневной рацион, что он будет создавать в организме естественное равновесие. Таким способом можно даже врачевать различные заболевания. Именно этим и занимается такой раздел древнейшей науки о жизни, как аюрведическое питание.

Просмотров: 4782

Дата: Суббота, 29 Января 2011