Один из основных принципа Аюрведы: четыре жизненных аспекта

Принципы и уникальность Аюрведы

Что такое Аюрведа? Это альтернатива классической медицины? Или ее антипод? Наука? Псевдонаука? Что-то из области народных методов лечения? Это прикладная дисциплина, или все-таки больше философия?

Наверное, многие из этих вопросов встают перед каждым человеком, который сталкивается с Аюрведой впервые.

В первую очередь отметим, что, несмотря на древность этой области знаний (а ей уже, по самым скромным подсчетам, около 5000 лет), она всегда остается современной и актуальной. Возьмите хотя бы мнение ВОЗ по этому вопросу.

Во-вторых, принципы Аюрведы, это, скорее всего, не принципы лечения болезней, а принципы здорового образа жизни. Она касается таких вопросов, как:

  • устройство человеческого организма;
  • его нормальное функционирование;
  • поддержание здоровья на всех уровнях (как раз об этом в основном и пойдет речь ниже);
  • возможные нарушения (заметьте – именно нарушения, а не заболевания), их причины и методы борьбы с ними;
  • гармонизация жизни человека;
  • обретение счастья, успеха благополучия.

Выше мы перечислили основное, но далеко не все. Многое из этого базируется на таком понятии, как четыре жизненных аспекта: это не то же самое, что Вата, Питта и Капха доша. Сейчас мы поговорим об этом подробнее.

Четыре жизненных аспекта в Аюрведе

Это учение в рамках Аюрведы может многим показаться чем-то близким к религии. На самом деле все четыре аспекта имеют непосредственное прикладное значение. Наука о Жизни считает, что без одного из них невозможно полноценное развитие и баланс трех остальных.

Атма – душа

Фактически это не то, чем человек обладает. Это – и есть тот самый первоначальный человек, который обладает тремя другими, более низшими, началами. Атма не принадлежит никому из нас. Она – та самая первоначальная Жизнь, которая есть в каждом и которая объединяет нас со всем остальным сущим.

Только благодаря Атме человек способен полноценно понимать свои эмоции и разум. Это – не наши мысли. Это – наша изначальная природа, молчаливый наблюдатель изнутри. Не почувствовав его, мы не сможем ничего толком узнать о нашей настоящей природе.

Манас – разум

Многие современные врачи знают о том, что «все болезни – от нервов». В первую очередь, от центральной нервной системы, главным органом которой является мозг. Аюрведа считает, что и здоровье, и все болезни первично определяются именно нашими мыслями.

Атма – это абстракция. Манас – конкретика, определенные слова (и стоящие за ними значения), образы, формы и все то, что позволяет нам контактировать с внешним миром и строить конкретные планы.

Не контролируя мысли, человек не может быть здоровым и счастливым.

Индрии – чувства

У каждого человека шесть органов чувств, при помощи которых он получает сигналы из внешнего мира: обоняние, осязание, вкус, зрение, слух, орган равновесия. При помощи Индрий Манас понимает, что происходит снаружи. У человека появляется возможность проявлять себя вовне.

Аюрведа считает, что все чувства и ощущения можно разделить на положительные и отрицательные. Первые способствуют здоровью, вторые – болезням. Лечение пациентов предусматривает исключение из жизни негативных ощущений и проведение процедур, в ходе которых имеют место положительные ощущения.

Шарира – тело

Это – самый грубый инструмент, который предназначен для выполнения тех или иных функций в материальном мире. Это жизненное начало не менее важно, чем три остальных, потому что без него просто нет жизни.

Тело, как конденсатор, принимает в себя все то, что исходит с верхних уровней, то есть от Атмы, Манаса, Индрий. Эти влияния не всегда способствуют здоровью. Иногда они, напротив, приводят к болезням.

В то же время, тело постоянно испытывает влияние извне. Поэтому поддержание его здоровья – важная и сложная задача.

Правильное лечение в Аюрведе всегда является комплексным и всегда предусматривает воздействие на все четыре жизненных аспекта.

Просмотров: 1606

Дата: Воскресенье, 16 Июня 2013